Что такое иго?
О непререкаемом постулате двухсотсорокалетнего ига. (глава из статьи "Черный ящик" русского бытия) |
||
Давайте попробуем подойти к имеющейся информации просто с позиции здравого смысла. Не будем поддаваться воздействию методичного повторения слова “иго” - многие авторы, добросовестно излагая факты русско-ордынских отношений, в том числе и те, что не очень укладываются в концепцию ига, тем не менее постоянно используют этот термин как заклинание, как пароль, свидетельствующий о верности научной школе или выбранной версии. Рассмотрим факты, приводимые сторонниками версии ига, не обращая внимания на эти “пароли”. Зададимся вопросом: а что же понимается под “игом”? Вообще слово это означает буквально “гнет, господство”. Но гнет и господство в разных проявлениях были, есть и будут повсеместно, однако термин “иго” используется исключительно в применении к истории Руси. Как можно заключить из текстов трех рассматриваемых авторитетных книг, понятие “иго” образуют такие элементы: - политическая зависимость от великого хана (“царя”), закрепляемая вручением ярлыка; - уплата хану дани, или “ордынского выхода”. Если же использовать другие, принятые в истории термины, то все вместе это означает: Русь находилась в вассальной зависимости от Орды подобно тому, как удельные княжества (в Европе - герцогства) были в вассальной зависимости от великого князя (в Европе - короля). Но вассальная зависимость - это еще не иго, иначе в средневековом мире иго было бы всеобщим явлением. Или так оно и было? Другой элемент ига - дань, или “выход”. Но ведь и дань - непременный атрибут средневековой (и не только) жизни. В зависимости от успеха в войнах - как феодальных, так и межгосударственных - практически каждый князь (каган, хан, герцог, конунг) брал или платил дань, причем нередко брал с одного и платил другому. Поляне брали с древлян, но платили хазарам, ляхи брали с полочан, те-с ятвягов. Потом вектор менялся на обратный. А сколько таких “обменов данью” было в отношениях Руси с печенегами, половцами, болгарами и булгарами, но игом это не считалось. Ну а при иге? Пока “выход” собирали баскаки, население саботировало, и сборщики жаловались князьям и ханам. В результате уже к 1262 году сбором дани занимались сами князья, а баскаки только наблюдали за этим. Но и баскачество перестало существовать к началу 1300-х годов. А в 1370-х годах Русь вообще перестала давать Орде “выход”. Значит, иго длилось уже только 130 лет? Или и дань не есть признак ига? Что же тогда есть признак ига? Вхождение Руси в состав Золотой Орды? Но по этому вопросу (входила или не входила) имеются большие разногласия даже у авторов, дружно ратующих за иго. С. Г. Пушкарев: “Разгромленная, подавленная и опустошенная Русская земля стала “улусом” татарского хана. Власть татарского хана не отменяла и не заменяла власти русских князей, но стояла поверх этой власти”. В.В. Каргалов: “Русь не стала “ордынским улусом”, сохранила собственное управление, культуру, веру”. Получается, что была Русь улусом или не была - неважно, а вот иго было. Какое же иго сильнее - Золотой Орды или научной традиции? Во всяком случае ясно, что в споре об иге вопрос о вхождении Руси в состав Золотой Орды ничего не значит. Ведь входили же многие западные и южные области Руси в состав Великого княжества Литовского, но нет в истории понятия литовского ига! Его и не было. Около 70 процентов населения этого государства составляли русские (точнее, восточные славяне), они имели равные с литовцами права, бывали воеводами и князьями. Это было русско-литовское государство. В него входили Киев, Минск, Смоленск, Полоцк... Обстановка равноправия и веротерпимости сохранялась до объединения этого государства с Польшей. Что же еще остается от ига? Набеги ордынской конницы на русские города? Но военные конфликты были обычным явлением. После основания Золотой Орды русские князья уже сами организовывали “наезды” союзных ханов на непокорных вассалов, в том числе своих сыновей и братьев, а то и просто соседей подобно тому, как раньше использовали половцев. Но набег (пришли, пограбили, ушли) - не оккупация, в условиях которой на захваченных территориях вся власть принадлежит захватчикам. Это не значит, что ордынские власти нигде не были оккупантами. Например, Волжская Булгария была по-настоящему оккупирована по всем статьям - и гарнизоны в городах стояли, и местные батыры рекрутировались в ордынские войска. Ничего подобного не было на Руси. Да и набеги были делом обоюдным. В произведениях научно-художественного жанра (а писатели-историки, как правило, достаточно хорошо знакомы с источниками) можно прочитать об интересных событиях, не упоминаемых в учебниках. Например, в первой трети 1300-х годов объединенные московско-нижегородские силы дважды ходили “на Булгары”, наносили поражение ордынским гарнизонам, принимали их капитуляцию, брали контрибуцию и оставляли в городе своего наместника. Интересно, что русский наместник назывался “дару-га” или “дарога” (в современном монгольском языке “дарга” означает “начальник”). Примерно в это же время целые флотилии (до двухсот пятидесяти судов) новгородских, устюжских, вятских ушкуйников фактически контролируют среднюю Волгу, грабят города Булгар, Жукотин, Сарай (!), отвозят пленных на невольничий рынок в Кафу (Феодосию). Кто такие ушкуйники? Термин происходит от слова “ушкуй” (полярный медведь) - так новгородцы называли морское или новгородское судно. Ушкуи были гребными, но имели и мачту с парусом, отличались малой осадкой и соответственно большой скоростью. Плавали на них торговцы, но в историю эти суда вошли как боевые корабли. Новгородская вольница - одно из определений для тех людей, которые на быстрых ушкуях совершали рейды по морям и рекам. Ушкуйники Руси примерно то же, что скандинавские викинги. Более близкая аналогия - казаки, особенно донские и запорожские, которые тоже любили передвигаться на легких судах. В их ватагах были новгородцы, устюжане, вологодские и вятские, карелы и вепсы, а также смоляне, тверичи и москвичи. Ушкуйники предпочитали быть вольными людьми и подчинялись выборным вожакам, которыми часто становились новгородские воеводы. Купцы обеспечивали ушкуйников оружием и финансами, естественно, входя в долю... В трудные для города времена они помогали посадникам или князьям. Ходили ушкуйники к шведским и норвежским берегам, причем так досадили Норвегии, что король даже обратился за помощью в Ватикан, призывая папу организовать очередной (после 1240 и 1242 годов) крестовый поход. Появление в обозримых пространствах такого богатого государства, как Золотая Орда, естественным образом привлекло внимание ушкуйников, которые не занимались ни городскими ремеслами, ни сельским хозяйством. Пробный заход был сделан в 1360 году. Взяли город Жукотин и вернулись с большой добычей. Продолжения следовали с 1363 по 1409 год. Ушкуйники грабили Булгар, Жукотин, Сарай, Астрахань. Правители Булгара и Жукотина платили дань вожакам ушкуйников, чтобы те обходили их города стороной, астраханский хан встречал флотилию богатыми дарами. Сарай не раз брали штурмом. Вятские ушкуйники несколько дней подвергали город разграблению, натешились вдоволь... Ордынские власти слали в Москву гневные ноты, требовали наведения порядка и примерного наказания виновных (по материалам Д.М. Балашова, С.Н. Маркова). Такую обстановку можно характеризовать по-разному, но слово “иго” подходит здесь менее всего. А если обратиться к работе казанского историка А.Х. Халикова “Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария”, невольно возникает вопрос: кто от кого больше терпел - Русь от Орды, или наоборот? Странное какое-то иго, вы не находите? ДОРОЖКИН Н. Я.кандидат технических наук, член-корреспондент Российской Академии космонавтики, член Союза журналистов РФ. Использованы материалы порталов: История в историях |
Другие новости по теме:
|