В последнее время стало общим местом возлагать на интеллигенцию надежду,
связанную с переустройством общества. Сегодня и левые, и правые, и центр политического
спектра России кровно заинтересованы в перетягивании интеллигенции на свою сторону.
Левых в лице КПРФ понять можно: так и не дождавшись стихийного выступления рабочих и
крестьян, вызываемого к жизни сезонными (весной, летом, осенью, зимой) заклинаниями
Зюганова, они ищут опору в интеллигенции.
Насколько это обосновано, более того, правомерно? Чтобы ответить на этот вопрос,
необходимо выявить природу интеллигенции, провести ее идентификацию.
Для этого недостаточно знания о наличии у ее представителей разума, образования,
нравственности, впечатлительности и т. д. и т. п., а следует рассмотреть их отношение к
общественному производству средств к жизни. Тут-то и обнаруживается (исходя из
понимания интеллигенции как совокупности людей, занятых максимально умственным —
минимально физическим трудом), что представители интеллигенции имеют косвенное
отношение к общественному производству средств к жизни.
Дальнейшие рассуждения в этом направлении приводят к тому, что помимо
интеллигенции косвенное отношение к общественному производству средств к жизни имеют
также представители эксплуататорских классов. Учитывая, что эксплуататорский класс
преимущественно, если не сказать целиком, формируется из среды интеллигенции, можно и
должно сделать вывод об интеллигенции как носителе эксплуататорского класса.
Интеллигенция — это не прослойка общества, как думают отечественные ученые-
обществоведы и как принято считать в так называемом цивилизованном обществе, а основа
класса, косвенно занятого в общественном производстве средств к жизни. Вот почему она не
препятствовала капиталисту (буржуазии) строить капиталистическое (буржуазное)
государство, феодалу — феодальное государство, рабовладельцу — рабовладельческое
государство, ибо и капиталист, и феодал, и рабовладелец являются представителями одного с
интеллигенцией класса, отвечают общим требованиям и выражают общие с ней интересы:
брать от общества как можно больше, а отдавать — как можно меньше. Вовсе не случайно
интеллигенция, например в царской России, получала заработную плату в среднем в 20 раз
больше, чем рабочий. Если же брать крайности, то это разница доходила до 4000 и более раз.
Потому-то в октябре 1917 года отечественная интеллигенция преимущественно не
поддержала социалистические (коммунистические) преобразования в стране, более того,
всячески противодействовала им, что они, указанные преобразования, не отвечали ее
интересам и потребностям. В то время как простой российский народ влачил жалкое
существование, российская интеллигенция изо дня в день ковала кадры российских
эксплуататоров, стояла на страже их интересов и потребностей как своих собственных,
поскольку они (интересы и потребности эксплуататоров) совпадали с ее интересами и
потребностями. Иначе и быть не могло, ибо эксплуататоры есть своего рода передовой отряд
интеллигенции. Вот почему когда российские рабочие и крестьяне в октябре 1917 года
принялись изгонять из страны эксплуататоров, значительная часть российской
интеллигенции выступила на стороне последних.
Даже после взятия власти в России пролетариатом в свои руки интеллигенция активно
препятствовала строительству социализма (коммунизма) в стране. Крушение строительства
социализма (коммунизма) в России во многом обусловлено тем, что российский
пролетариат, уничтожив отечественных феодалов и нарождающуюся буржуазию, т. е. явных
эксплуататоров, не сумел разглядеть, распознать в интеллигенции своего классового врага.
Именно недоосознание пролетариатом России необходимости борьбы с интеллигенцией как
со своим классовым врагом лежит в основе крушения строительства социализма
(коммунизма) в стране.
Согласно марксистско-ленинской философии, «наряду с основными и не основными
классами в обществе существуют различные общественные прослойки, например
интеллигенция. Она крайне неоднородна в социальном отношении, не занимает особого
места в системе общественного производства, не имеет самостоятельного отношения к
средствам производства. Интеллигенция — это социальная группа, состоящая из людей,
занимающихся интеллектуальным трудом, пополняющая свои ряды выходцами из
различных классов общества и служащая интересам различных классов. Интеллигенция
была и в рабовладельческом, и в феодальном обществе, но как особая социальная прослойка
она сложилась лишь при капитализме. Обслуживая тот или иной класс, интеллигенция не
играет самостоятельной роли в историческом процессе. Однако она оказывает значительное
влияние на общественное развитие, находясь на службе тех или иных классов»1i.
Мысль о том, что интеллигенция, не играя самостоятельной роли в историческом
процессе, оказывает значительное влияние на общественное развитие, как нельзя лучше
характеризует отечественных ученых-обществоведов, мастерски освоивших приемы умелого
обращения с «противоположностями», выхода из ситуаций, казавшихся тупиковыми.
Что касается неоднородности интеллигенции в социальном отношении, то этот признак
легко применим к любому классу, а значит, не является определяющим.
Утверждение «интеллигенция не занимает особого места в системе общественного
производства» лишено всяких оснований. Интеллигенция занимает особое место в системе
общественного производства, ибо, по определению самих же авторов указанного
произведения, интеллигенция — это социальная группа, состоящая из людей, занимающихся
интеллектуальным трудом. Следовательно, интеллигенция — это социальная группа,
состоящая из людей, занимающихся в общественном производстве интеллектуальным (в
соответствии с ранее установленным нами, читатель, правильнее будет сказать максимально
умственным — минимально физическим) трудом. Говорить после этого, что интеллигенция
не занимает особого места в системе общественного производства, значит по меньшей мере
противоречить самим себе, а по большей — говорить глупости.
Насчет того, что интеллигенция не имеет самостоятельного отношения к средствам
производства, сегодня, в новых исторических условиях, полагаю, нет надобности глубокого
анализа для доказательства обратного. Достаточно указать на тот факт, что после поражения
социализма в России в 1991 году, где за годы советской власти была ликвидирована частная
собственность на средства производства, здесь в одночасье появились частные
собственники, которыми в 99,9% стали представители интеллигенции. Стоило рухнуть
советской власти, как интеллигенция выступила в роли частных собственников и
эксплуататоров. Не имей интеллигенция самостоятельного отношения к средствам
производства, подобное было бы невозможно.
Таким образом, утверждения о том, что интеллигенция есть прослойка общества; что
интеллигенция не занимает особого места в системе общественного производства; что
интеллигенция не играет самостоятельной роли в историческом процессе — глубоко
ошибочны. Куда больше подходит для интеллигенции определение классов, данное
Лениным. «Классы, — писал он, — это такие группы людей, из которых одна может себе
присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе
общественного хозяйства»2ii.
Следует особо отметить тот исторический факт, что там и тогда, где в результате смены
общественно-экономической формации власть в обществе переходила от одного
эксплуататорского класса к другому эксплуататорскому классу, интеллигенция активно
поддерживала данное преобразование. В противном случае, т. е. там и тогда, где в результате
смены общественно-экономической формации власть в обществе переходила от
эксплуататорского класса к эксплуатируемому классу, интеллигенция активно
сопротивлялась данному преобразованию. За примерами далеко ходить не надо. Для тех,
кому деятельность интеллигенции в период строительства социализма (коммунизма) в
России неприемлема в качестве доказательства интеллигенции как основы формирования и
развития эксплуататоров, можно указать на деятельность интеллигенции в период царской
России, скажем, при подавлении крестьянских восстаний, вспыхнувших под руководством
Емельяна Пугачева и Степана Разина, или при расстреле рабочего шествия, мирно
двигавшегося к Зимнему дворцу 9 января 1905 года. В последнем случае, рабочие шли к
царю, неся хоругви, иконы, кресты и большой белый флаг, на котором было написано
«Солдаты, не стреляйте в народ», обнажив головы, с пением церковных песен для подачи
петиции царю с просьбой об улучшении их правового и экономического положения. В ответ
на это они были расстреляны из винтовок и пулеметов и изрублены саблями по приказу царя
и его окружения. Тогда было убито свыше 1 тыс. и ранено более 2 тыс. ни в чем не повинных
рабочих.
Аналогично обстоит дело и в современной России. Расстрел Верховного Совета РСФСР
из танков, учиненный постсоциалистической интеллигенцией в 1993 году, — убедительное
тому доказательство.
Основоположники марксизма уже в первом совместном произведении «Святое
семейство» говорили о том, что «пролетариат может и должен сам себя освободить»3iii.
Впоследствии они неизменно приходили к выводу о правильности данного положения.
Разумеется, они не отрицали участия других слоев общества в освобождении пролетариата
на стороне последнего. Особую роль при этом они отводили крестьянству. Что касается
интеллигенции, то они не видели в ней сколь-нибудь значимого союзника пролетариата.
Более того, они полагали, что от интеллигенции будет больше вреда делу освобождения
пролетариата, чем пользы. «Я не могу понять, — писал Энгельс О. Бенигку 21 августа 1890
года, — как можете Вы говорить о невежестве масс в Германии после блестящего
доказательства политической зрелости, которое наши рабочие дали в победоносной борьбе
против закона о социалистах. Мнимо ученое чванство наших так называемых образованных
представляется мне гораздо более серьезным препятствием. Конечно, нам не хватает еще
техников, агрономов, инженеров, химиков, архитекторов и т. д., но на худой конец мы
можем купить их для себя так же, как это делают капиталисты, а если несколько предателей
— которые наверняка окажутся в этом обществе — будут наказаны как следует в назидание
другим, то они поймут, что в их же интересах не обкрадывать нас больше. Но за
исключением этих специалистов, к которым я отношу также и школьных учителей, мы
прекрасно можем обойтись без остальных «образованных», и, к примеру, нынешний
сильный наплыв в партию литераторов и студентов сопряжен со всяческим вредом, если
только не держать этих господ в должных рамках»4iv.
В очередной раз Энгельс высказался по этому поводу в письме к А. Бебелю от 24—26
октября 1891 года. «Для того чтобы овладеть средствами производства и пустить их в ход, —
писал Энгельс, — нам нужны технически подготовленные люди, и притом в большом
количестве. Их у нас нет; до последнего времени мы были даже рады тому, что по большей
части избавлены от так называемой образованной публики. Теперь — другое дело. В
настоящее время мы достаточно сильны, чтобы быть в состоянии принять и переварить
любое количество образованного мусора, и я предвижу, что в ближайшие 8-10 лет к нам
придет достаточное количество молодых специалистов в области техники и медицины,
юристов и учителей, чтобы с помощью партийных товарищей организовать управление
фабриками и крупными имениями в интересах нации. Тогда, следовательно, взятие нами
власти будет совершено естественным образом и произойдет относительно гладко. Но если в
результате войны мы придем к власти раньше, чем будем подготовлены к этому, то
технические специалисты окажутся нашими принципиальными противниками и будут
обманывать и предавать нас везде, где только могут; нам придется прибегать к устрашению
их, и все-таки они будут нас надувать»5v.
Практика строительства первого в мире социалистического государства в целом — за
вычетом того, что победивший пролетариат может купить себе интеллигенцию так же, как
это делают капиталисты, — убедительно подтвердила правоту Энгельса относительно
сказанного им о взаимоотношениях пролетариата с интеллигенцией. Пролетариат России в
результате революции пришел к власти раньше, чем был подготовлен к этому в части
принятия и переваривания образованного мусора. В итоге интеллигенция, доставшаяся ему в
наследство от буржуазии, оказалась его принципиальным противником. Попытки молодой
советской власти купить интеллигенцию так же, как это делают капиталисты, не принесли
желаемого результата. Большинство врачей, учителей, техников и пр. саботировали работу
на местах, упорно не желали помогать пролетариату строить в стране социализм
(коммунизм). Другая часть интеллигенции, которую удалось-таки купить пролетариату
высокими заработками, ценою напряжения до последней степени всех сил рабочих и
крестьян, в массе своей вела подрывную работу против советской власти. В 1928 году по
одному только «шахтинскому делу» было разоблачено около трехсот буржуазных
интеллигентов, занимавшихся вредительством в Донбассе. В 1930—1931 годах было
раскрыто еще три крупных контрреволюционных организации буржуазной интеллигенции:
«Промпартия» занималась вредительством советской власти в промышленности, «Трудовая
крестьянская партия» — в Наркомземе, «Союзное бюро РСДРП» — в Госплане, ВСНХ,
Госбанке, Центрсоюзе.
В чем трудность привлечения интеллигенции пролетариатом на свою сторону, к
эффективному участию в строительстве социализма (коммунизма)? В природе интеллигенции.
Какова природа интеллигенции, в чем ее сущность? Для получения правильного ответа в
качестве критерия принадлежности того или иного человека к интеллигенции необходимо
рассмотреть различие не в его роде занятий, образовании, нравственности и т. д., а различие
его места в существующем укладе общественного хозяйства, т. е. его отношение к
общественному производству средств к жизни. Тут-то и обнаруживается (исходя из
понимания интеллигенции как совокупности людей, занятых максимально умственным и
минимально физическим трудом), что представители интеллигенции имеют косвенное
отношение к общественному производству средств к жизни. Дальнейшие рассуждения в
этом направлении приводят к тому, что помимо интеллигенции косвенное отношение к
общественному производству средств к жизни имеют также представители эксплуататорских
классов. Учитывая, что эксплуататорский класс преимущественно, если не сказать целиком,
формируется из среды интеллигенции, можно и должно сделать вывод о интеллигенции как
носителе эксплуататорского класса.
В итоге общество делится на два класса: класс косвенно занятый в общественном
производстве средств к жизни и класс непосредственно занятый в общественном
производстве средств к жизни. Отсюда ясно, почему интеллигенция не сопротивлялась ни
преобразованию первобытного общества в азиатское общество, ни преобразованию
азиатского общества в рабовладельческое общество, ни преобразованию рабовладельческого
общества в феодальное общество, ни преобразованию феодального общества в
капиталистическое общество. Напротив, во всех этих преобразованиях она принимала,
можно сказать, непосредственное участие — в смысле, играла положительную роль,
приветствовала их. И только в преобразовании досоциалистического общества в общество
социалистическое (коммунистическое) интеллигенция играет отрицательную роль. Она
охотно продавалась и капиталисту, и феодалу и т. д., а пролетариату — не хочет. Объяснение
этому кроется в принадлежности интеллигенции к классу косвенно занятого в общественном
производстве средств к жизни.
История свидетельствует, что ни особая нравственная впечатлительность, ни особая
ранимость, ни особая отзывчивость на общие социальные проблемы, ни образованность, ни
разумность и т. д. и т. п. зачастую нигде и никогда не мешали интеллигенции закрывать глаза
на кричащую несправедливость и неравноправие, в правовом и экономическом отношении
имеющиеся между ней, с одной стороны, и трудовым народом, т. е. людьми, занятыми
минимально умственным — максимально физическим трудом, с другой стороны. Указанные
выше качества интеллигенции, как правило, не мешали ей сытно есть и мягко спать за счет
трудового народа.
Совершенно очевидно, что левые под руководством КПРФ совершают грубую ошибку,
полагая, что интеллигенция сама по себе, добровольно и в одночасье перейдет на их сторону.
Здесь больше шансов у центристов и правых как представителей интересов одного с
интеллигенцией класса, класса косвенно занятого в общественном производстве средств к
жизни. Интеллигенция в том виде, в каком она была до сих пор и есть в настоящее время,
скорее поддержит эксплуататоров, чем эксплуатируемых. Чтобы было наоборот,
пролетариату следует повышать свое идеологическое, политическое и экономическое
образование, дабы быть в состоянии принять и переварить любое количество образованного
мусора. Этого-то и не может или не хочет понять левая оппозиция под руководством КПРФ.
Она стремится наполнить свои хиреющие ряды кем попало и чем попало, не особенно
задумываясь о качестве и долгосрочной перспективе такой политики.
Возьмем, к примеру,
общество РУСО (Российские ученые социалистической ориентации), где, как утверждают
некоторые, собран цвет народно-патриотической интеллигенции. Насколько члены РУСО
социалистически ориентированы, хорошо видно из сказанного одним из его сопредседателей
Ю. К. Плетниковым в журнале «Изм» № 2 за 2000 г., где причину поражения социализма в
СССР, кроме всего прочего, он видит в том, что «высококвалифицированный труд
инженерно-технических работников мало оплачивался, приблизительно как
неквалифицированный физический труд» (с. 36). По Плетникову, при социализме инженерно-
технические работники должны получать больше, чем рабочий. И это утверждает один из
лидеров ученых социалистической ориентации... Ему вторит сопредседатель НПСР
(народно-патриотические силы России), председатель движения «Духовное наследие» А.
Подберезкин, который считает, что «профессор должен зарабатывать больше генерала, а
учитель — больше чиновника»6vi — словно генерал и чиновник должны хуже есть,
одеваться и т. д., т. е. жить хуже профессора и учителя. Ясно, что с такой социалистической
ориентацией и с таким духовным наследием далеко до истинного союза рабочих и крестьян с
интеллигенцией.
В заключение хочу сказать следующее. Не надо думать, что я против интеллигенции как
таковой. Конечно, исключения были, но речь здесь не об этом, поскольку жизнедеятельность
интеллигенции основывается не на исключениях, а на закономерностях, в числе которых
минимальное участие в общественном производстве средств к жизни и максимальное участие
в потреблении общественных материальных благ стоит на первом месте. Я за то, чтобы
исключения, о которых шла речь выше, имевшие место в жизни интеллигенции до сих пор,
стали правилом, а закономерности — исключением.
1.i Марксистско-ленинская философия. Исторический материализм.
Изд. 6-е, доп. М., 1977. С. 113—114.
2.ii Л е н и н В. И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 15.
3.iii М а р к с К., Э н г е л ь с Ф. Избр. соч. в 9 т. Т. 1. С. 47.
4.iv М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф. Соч. Изд. 2-е. Т. 37. С. 380—381.
5.v Там же. Т. 38. С. 163.
6.vi П о д б е р е з к и н А. Русский путь. М,. 1997. С. 40.
Об авторе: Виктор Кирсанов
общественная организация «Новейшая политология»
e-mail: kirsanov-vn@narod.ru