Миллионы людей имеют дипломы, но не имеют образования.
Президент Союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий.

источник: ГаЗеТа 14.07.2006


- Одним из главных предложений «Московской декларации», подписанной на встрече министров образования G8 в начале июня, стала доступность высшего образования для мигрантов. Как вам кажется, будут ли они по окончании обучения работать в России?

- В целом это хорошая идея. Вопрос масштаба. Российские ректоры всегда заинтересованы в том, чтобы люди возвращались. Но акцент нужно сделать в первую очередь на приезжих из стран СНГ. Для этого необходимо поддерживать нашу систему образования в этих странах, насколько это возможно. Мы не так давно открыли три филиала: в Севастополе, в Астане и в Ташкенте. В них сегодня учатся тысячи ребят из стран СНГ. И очень важно, что они учатся по нашей системе, по нашим стандартам и, что самое главное, на русском языке. Они своего рода проводники наших идей образования. Конечно, нужно поддерживать и дистанционную систему образования соотечественников. Что касается приезда в Россию реэмигрантов из других стран, то тут нужно смотреть на тенденцию. Мы могли бы для начала создавать курсы дополнительного образования с выдачей сертификата. Они могут быть рассчитаны на людей, получающих среднее профессиональное или высшее образование. А может быть и вторая ступень, когда человек уже имеет университетский диплом и нуждается только в адаптации. Но я бы не хотел говорить о чем-то конкретном, не зная истинных масштабов и технического задания. Но мы, вузы, готовы к такому решению.

- В преддверии саммита вы встречались с ректорами крупнейших вузов стран «восьмерки». Какие проблемы в этих странах существуют в сфере образования?

- Главная проблема - качество. Раньше мы думали, что эта проблема характерна только для России. Но когда мы подняли этот вопрос, то оказалось, что она остра для всех стран «большой восьмерки». Это связано с все возрастающей доступностью образования, которая привела к снижению уровня конкурентоспособности. Второй вопрос - это взаимоотношение работодателей и вузов: университеты готовят, а для кого? При этом вузы говорят, что только мы знаем, как готовить будущего сотрудника, а предприниматели говорят - нет, только мы. Чтобы ликвидировать этот зазор, на прошедшем 8 июня съезде ректоров мы подписали соглашение с крупнейшими союзами работодателей. Такими, как РСПП, Торгово-промышленная палата, «ОПОРА России» и «Деловая Россия».

- Но недовольство работодателей вузами существовало всегда.

- Да, это правда. Работодатель заинтересован в том, чтобы выпускник был способен сразу же выполнить то или иное задание. А вузовское сообщество всегда старалось подготовить студентов широко. Практика показала, что, если выпускник обладает широкими знаниями, ему потребуется меньше времени на адаптацию на предприятии. Поэтому, подписав соглашение о сотрудничестве, мы договорились с работодателями, что мы сохраняем за собой право самим выбирать, как учить, какие науки преподавать и кому это делать, а работодатели дают нам своего рода техническое задание. То есть те навыки, которые они хотят видеть у молодого специалиста. Есть еще одна форма такого сотрудничества - создание корпоративных университетов. Это когда работодатели и вуз заключают договор об открытии так называемых дополнительных программ, где есть полный заказ предприятия, и задача университета - как этот заказ реализовать.

- Госдума рассматривает вопрос об уменьшении бюджетных мест за счет финансовых вливаний бизнеса. Не опасаетесь, что многие российские вузы просто не смогут найти поддержку предприятий в своем регионе?

- Да, этот процесс уже начался. Хотя Министерство образования и науки утверждает, что согласно действующему законодательству на 10 тысяч россиян положено 173 студента. А сейчас у нас только на бюджетном отделении учатся около 200 и еще столько же на платной основе. Судя по этим расчетам, как утверждает министерство, уменьшение бюджетных мест будет происходить в рамках действующего законодательства. По-видимому, по некоторым специальностям такая корректировка оправдана. Все-таки прошло время, и некоторые специальности уже не требуют бюджетного финансирования. Но я бы все-таки не стал сильно увлекаться сокращением бюджетных мест, ведь не нужно забывать о социальном аспекте. Во многих российских регионах семьи до сих пор не могут заплатить за обучение своих детей. Я бы больше внимания уделял качеству выдаваемых дипломов и качеству образования. А для этого нужно в первую очередь сокращать количество коммерческих вузов. Мы сейчас создали ситуацию, при которой миллионы людей имеют дипломы, но не имеют образования.

- Студенты выбирают коммерческие вузы, исходя не из качества образования, а из доступности. Не считаете ли вы, что обучение в госвузах должно быть более доступно, если не за счет самих вузов, то за счет государства?

- Вы затронули очень серьезную тему. В нашем университете более тысячи студентов в прошлом году смогли поступить при помощи системы «Кредо». Для того чтобы взять этот кредит, им не понадобились ни поручители, ни залог. Но что самое главное: рассчитываться по кредиту студент начинает только после того, как поступит на работу, при этом все риски берет на себя банк. Но законодательства об образовательных кредитах сегодня все еще нет. А значит, нет и государственных программ кредитования абитуриентов.

- В подписанной министрами образования G8 декларации говорится о необходимости введения единых международных стандартов образования. Российская высшая школа дотягивает до этих единых стандартов?

- Мы не то что дотягиваем, мы перетягиваем. Принимая международные стандарты, не нужно забывать, что каждая страна должна иметь право на сохранение собственного элемента культуры. И здесь есть два понятия. Узнаваемость вуза и возможность для молодых общаться, с одной стороны, и выравнивание всех в одну шеренгу - с другой. Я не против узнаваемости, я против безликости. Наши дипломы уже давно признаются за рубежом. Мы готовы разговаривать с университетами других стран на равных, положив на стол нашу программу, знания наших студентов. На съезде ректоров я привел пример: в таких крупных международных компаниях, как Olimpion, Intel, Sun, работают более 1,5 тысячи выпускников Новосибирского университета. И руководство этих фирм просит, чтобы в структуре вуза ничего не менялось, иначе они останутся без рабочей силы. Поэтому перед тем как призывать вузы готовить студентов по единым образовательным стандартам, нужно подумать, что у вузов есть лучшее и что стоит позаимствовать.

- Один из вопросов, который волнует всех министров образования «восьмерки», - это низкий уровень преподавательских кадров как высшей, так и средней школы. Чтобы решить эту проблему в России, достаточно ли просто поднять зарплату, как это сделано в здравоохранении?

- Это системный вопрос. Да, действительно качество преподавания падает. Мы отмечаем эту тенденцию с начала 90-х годов, когда школы и вузы оказались брошенными. Тогда упал престиж преподавания. Быть профессором и работать за 3-5 тысяч рублей уже никто не хотел. Но я считаю, что, увеличивая зарплату, эту проблему не решить. Нужно изменять отношение общества к учителю. Поднимать статус преподавателя. Я каждый год провожу конкурс учителей. И езжу на тысячи уроков по всем российским городам. Это же бесценный кладезь знаний! Но никто, кроме специализированных газет, об этих учителях не пишет.

Сайт управляется системой uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов "The Russian Engineering" © 01.04.05. - Июнь 2007.