Бой с тенью или "10 путинских ударов".
Правительству и парламенту поручено нанести "10 путинских ударов"
Александр Магидович. 30.05.2006.

Использованы материалы портала //forum.msk.ru


Президент России Владимир Путин направил очередное - седьмое по счету - Бюджетное послание руководству правительства и парламента. Президент подводит итоги выполнения предыдущего такого послания и ставит 10 задач в области бюджетной политики - что бы ни говорили о демократии, а все они хотят быть похожими на Сталина. Президент сделал очень глубокомысленное замечание: "бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения и создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере". Так что практически сразу от Сталина он несколько снизил тему, перейдя на стилистику Салтыкова-Щедрина с его "Декретом о правильном пирогов печении". Хотя слова о необходимости улучшения качества жизни населения выглядят свежо после того, как в последние 7 лет бюджетная политика строилась на принципах формирования бюджетного профицита чего бы это не стоило. Таким образом переход в бюджетной политике от простого бухгалтерского учета к формированию социальных приоритетов следует считать положительной тенденцией.

Как один из главных приоритетов "при формировании перспективного финансового плана на 2007-2009 годы и проекта федерального бюджета на 2007 год" выделено "выполнение решений по повышению заработной платы в бюджетной сфере, денежного содержания военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов". Особое внимание предлагается уделить повышению жизненного уровня пенсионеров, доведя "размер социальных пенсий до уровня не ниже прожиточного минимума пенсионера".

Говорить об этом, когда у тебя на руке часы минимум за 20 тысяч долларов, конечно, не совсем по-сталински. Если вспомнить, что прожиточный минимум в стране постоянно понижается, а доходы бюджета растут необычайными темпами, есть только 1 вопрос: почему же за 7 лет президентства Путина размер пенсии так и не вырос до того сказочного уровня, на котором пенсионер мог бы прожить, не побираясь у подземного перехода, не собирая пустых бутылок и не занимаясь отнюдь не лечебным голоданием?

Президент подчеркнул необходимость учесть в бюджетных разработках задачи, поставленные в его послании Федеральному Собранию по качественному улучшению системы поддержки материнства и детства в целях существенного повышения рождаемости. Это, конечно, была его тактическая ошибка: если качественное улучшение поддержки материнства ожидается уже в бюджете 2007-го года, то к 2008-му следует уже ожидать статистически заметного роста числа рождений. Т.е. к президентским выборам уже будет ясно, насколько эффективна племенная работа администрации президента Путина по увеличению поголовья вверенного ему народа.

И, наконец, Путин ставит перед правительством и парламентом при формировании и реализации бюджетной политики 10 задач. Предлагаем ознакомиться по списку.

1. обеспечить сбалансированность бюджетной системы в долгосрочном периоде, прежде всего по обязательствам в сфере пенсионного и других видов государственного социального страхования;

2. продолжить аккумулировать "конъюнктурные" доходы бюджета в Стабилизационном фонде, а средства Стабфонда сверх базового объема должны направляться исключительно на замещение источников внешнего финансирования дефицита бюджета и досрочное погашение государственного внешнего долга;

3. повысить результативность бюджетных расходов всех уровней, которые должны быть ориентированы на конечный результат;

4. повысить роль среднесрочного финансового планирования и неукоснительно соблюдать процедуры и сроки разработки и утверждения перспективного финансового плана;

5. расширить самостоятельность и ответственность главных распорядителей бюджетных средств, прежде всего путем внедрения методов и процедур оценки качества финансового менеджмента, развития внутреннего аудита, укрепления финансовой дисциплины;

6. обеспечить прозрачность и эффективность закупок для государственных и муниципальных нужд;

7. совершенствовать управление государственной собственностью, при этом получение единовременных доходов не должно быть единственной целью приватизации государственного и муниципального имущества, она в первую очередь должна способствовать структурным изменениям в соответствующих секторах экономики;

8. неукоснительно соблюдать законодательно определенные сроки установления регулируемых тарифов на услуги комплекса ЖКХ и естественных монополий, а именно - до внесения проектов бюджетов в законодательные органы;

9. эффективно участвовать в инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших стран;

10. реорганизовать и увеличить капитализацию специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, долгосрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.

Ну, первый пункт можно смело пропустить, поскольку он вообще ничего не значит. Слова есть, а смысла нет.

А вот второй пункт своими словами можно пересказать так: на Стабилизационный фонд нефиг и пасть разевать - все, что получает страна от сверхвыгодной коньюнктуры на экспорт нефти, будет в полном объеме вывезено из страны и отдано зарубежным товарищам. А все разговоры о повышении уровня жизни беднейших слоев населения - это из "внутренних резервов", или, как говорили раньше, по остаточному принципу.

Третий пункт загадочен по определению: что значит "на конечный результат"? Есть понятие целевого и нецелевого использования бюджетных средств. Если оно "кое где у нас порой" нецелевое, то надобно привлекать прокуратуру и следственные органы. Или это констатация президентом того факта, что средства бюджета тратятся у нас сплошь и рядом нецелевым образом, а прокуратура просто не справляется с потоком бюджетной уголовки?

Пункт четвертый спичрайтеры явно переписали из должностной инструкции для бухгалтерских работников среднего звена. А пятый - просто противоречит сам себе: если повысить самостоятельность, то как при этом усилить ответственность? Не говоря о том, что для контроля над процессом предлагаются оценочные методики, которые, вдобавок, распорядители бюджета должны применять сами к себе. Вот малина!

По пункту шестому - нет вопросов. Кроме одного: а что мешало делать это, скажем, пять лет назад? Или семь?

Пункт семь как бы списан из экономической программы КПРФ, кроме одного загадочного оборота: почему приватизация должна обеспечивать структурные изменения в приватизируемых отраслях? То есть, узаконивается практика перепрофилирования приватизированных объектов и даже вменяется в обязанность? То есть приватизируешь машиностроительный завод и устраиваешь в нем автосервис или линию по розливу кока-колы? Или что имеется в виду? Вот если бы вместо слова "структурные" стояли слова "качественное и количественное", то было бы понятно (хоть и малореально). А так...

Восьмой пункт тоже из должностной инструкции или типового регламента законодательного собрания субъекта федерации.

А вот девятый - просто песня! Мы, значит, свои сверхдоходы на собственных пенсионеров и бюджетников потратить не можем. А вот беднейшим неграм - чем-то обязаны. А еще говорят, что в России поднимают голову ксенофобия и нацизм. Да мы теперь интернациональный долг буквально внесли в бюджетное послание! Из виртуального перевели этот долг в натуральное понятие. Сами-то мы теперь не беднейшие, хотя уже 15 лет пенсии у нас никак не дотягивают до прожиточного минимума.

Ну и пункт десять - четкое целеуказание, каким образом теперь уполномоченные структуры и граждане могут разворовывать бюджетные средства. Только так, и никак иначе. Сталину и не снилась такая четкость.

Дальнейшие откровения господина Путина носят просто анекдотический характер. Так, по мнению президента, налоговая политика в 2006-2007 годах и на среднесрочную перспективу должна стимулировать позитивные структурные изменения в экономике. Верно, да? Вот только интересно, какие структурные изменения у нас теперь числятся в "позитивных".

Путин заявил о необходимости "принять решения по введению нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых для вновь вводимых в эксплуатацию нефтяных месторождений", расположенных в Восточной Сибири и на континентальном шельфе Российской Федерации, а также по установлению понижающих коэффициентов к ставке этого налога по выработанным месторождениям. "Следует на постоянной основе закрепить в Налоговом кодексе Российской Федерации применяемую сегодня формулу расчета этого налога в зависимости от мировой цены на нефть", - подчеркивается в послании.

Понятно, да? Мы же теперь не сырьевой придаток Запада. Мы энергетическая империя!

В целом, он еще много наговорил. Что-то интересно специалистам, что-то - вообще никому. Гражданам, которым от бюджетного процесса мало, что перепадает, вдумываться и вчитываться не рекомендуется - во избежание разочарований и депрессий.

Главное, президент считает целесообразным принять решения, нацеленные на уплату всех налогов и таможенных платежей исключительно в российской валюте. Очень принципиальный вопрос. А то норовят, понимаешь, какую-то антироссийскую валюту подсунуть...

Сайт управляется системой uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов "The Russian Engineering" © 01.04.05. - Июнь 2007.