Россия становится сырьевым придатком Китая.
Источник: Игорь Наумов Независимая газета 06.06.2006

Использованы материалы портала http://www.ural.ru


Похоже, в процессах глобализации мировой экономики России однозначно отведена незавидная роль сырьевого придатка. Ближним и дальним соседям нужны наши нефть, газ, необработанная древесина, иногда зерно, но не конечный продукт промышленного производства.

Самое неприятное, особенно уязвляющее самолюбие государства, застолбившего себе место в «большой восьмерке», это то, что негативная тенденция проявляется не только в отношениях с промышленно развитыми странами – США, ЕС, Японией, но и со странами третьего мира, в которые с советских времен традиционно экспортировали наши автомобили, трактора, самолеты и прочие достижения высоких технологий.

Современной России до недавних пор удавалось сохранять свое присутствие на доставшихся в наследство от СССР рынках сбыта. Однако этот ресурс почти исчерпан. Наглядный пример – Китай. С начала 2006 года в российско-китайской торговле проявились тревожные для российской промышленности тенденции. Как отметил в интервью агентству «Интерфакс-Китай» торговый представитель РФ в Пекине Сергей Цыплаков, в первом квартале резко сократились практически все статьи российского экспорта в Китай за исключением поставок минерального топлива и необработанной древесины.

За четыре месяца товарооборот между двумя странами достиг 9,68 млрд. долл., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года без малого на четверть – на 23,4%. Однако структура этого прироста удручает – российский экспорт вырос на 16,8%, до 5,6 млрд. долл., в то время как импорт увеличился на 34%, до 4,08 млрд. долл. При сохранении тенденции двукратного превышения темпов роста импорта над экспортом уже через два года у России образуется торговый дефицит в торговле с Китаем. Однако еще более удручающей выглядит структура экспортных и импортных поставок.

«Обращает на себя внимание, что рост российского экспорта осуществлялся по двум товарным группам – нефть и нефтепродукты, древесина», – отметил торгпред. В то же время явственно проявилась тенденция сокращения экспорта по тем товарным позициям, которые совсем недавно составляли основу российских поставок в Китай. Падение затронуло практически всю номенклатуру продукции черной металлургии, в физическом объеме ее поставки упали на 59,3%, в стоимостном – на 57,4%. Существенно сократился также экспорт цветных металлов и продукции химической отрасли. Экспорт машинно-технической продукции снизился на 53,3%, и сейчас ее доля составляет лишь 1,2% общего объема экспорта.

КНР теперь в состоянии не только удовлетворить потребности собственной экономики в черных металлах за счет внутреннего производства, но начинает экспансию на российский рынок. Пока ее объемы достаточно скромные, за четыре месяца поставки составили всего 34,5 млн. долл. Однако, зная китайскую настойчивость, можно ожидать, что вскоре Поднебесная сможет завалить российский рынок дешевым и качественным металлом.

Примером такого развития событий может служить экспорт машин и оборудования. Прошли времена, когда Советский Союз поставлял в Китай «ГАЗы» и швейные машинки. Сейчас уже китайцы рассматривают Россию как рынок сбыта для своих машиностроительных предприятий. За год они увеличили свои поставки в Россию на 72,6%. При этом в два раза выросли поставки автомобилей, тракторов и другой автотракторной техники, на 42,5% – химических товаров. Словом, китайский дракон уже прыгнул на север и потихоньку начинает вытеснять российских конкурентов с их родных просторов.

Особо удручает то обстоятельство, что теперь Китай рассматривает Россию не просто как свой сырьевой придаток, а монотоварный придаток, поставляющий товары с наименьшей добавленной стоимостью. Черные металлы и удобрения, от импорта которых китайцы сейчас отказываются, тоже не относятся к высокотехнологичным продуктам.

Пока что статистику и российское самолюбие спасает только военно-промышленный комплекс, для которого Китай последние полтора десятка лет – ведущий экспортный рынок. Однако вряд ли так будет продолжаться бесконечно.

Сайт управляется системой uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов "The Russian Engineering" © 01.04.05. - Июнь 2007.