Советско-польская война 1919-20 годов. Часть II.
И.И. Сухов. Илья Кудряшов. Сержант №7.

Военное дело в советско-польской войне

Кавалерия

В 1920 году кавалерия еще играла значительную роль, как и столетия до этого. Несмотря на большой прогресс в стрелковом вооружении, кавалерия еще могла с успехом предпринять атаки с шашкой в руке. Впрочем, если тактическая ценность кавалерии все же упала, то ее стратегическое значение было очень высоким. Это значение кавалерии, впервые осознанное американцами во время гражданской войны 1861-65 годов, было понято и принято в качестве доктрины только в русской армии. Во время войны 1914-18 годов кавалерия имела весьма ограниченное применение, что привело к ее недооценке даже поляками, традиционно сильными кавалеристами. Советское командование, напротив, продолжило в этом отношении традиции стратегического применения кавалерии в русской армии. Тачанки, явившиеся неприятным сюрпризом для поляков, составляли огневую поддержку кавалерии и придавали ей большую устойчивость. В действиях красной кавалерии просматриваются черты будущих блицкригов, а 1-ю Конную можно назвать первым инструментом блицкрига. Большие просторы и маленькие масштабы армий на востоке Европы привели к росту стратегического значения кавалерии.

Бронесилы

Обе стороны применяли танки и бронеавтомобили, однако ни у кого не было достаточного количества для организации прорыва, а технические характеристики не позволяли использовать бронесилы в стратегическом масштабе. К тому же артиллерия, присутствовавшая на поле боя, была слишком грозным противником тихоходных и слабобронированных машин. Армии использовали танки как подвижные опорные пункты в обороне и атаке. Поляки применяли танки на острие атаки, а также как резерв, который командир мог двинуть на угрожаемый участок. Во время отступления танки прикрывали отход основных сил, составляя арьергард. Впрочем, как это обычно бывает, не все командиры высшего ранга понимали все возможности нового оружия. Помимо танков широкое применение нашли бронепоезда. Поначалу обе стороны использовали обычные вагоны, обложенные мешками с песком и обшитые стальными листами. Со временем вагоны и обшитые стальными листами паровозы стали собирать на заводах. Бронепоезд, помимо обычного вооружения, имел подразделение саперов и десант силой до 300 человек. Как правило, бронепоезда применялись для охраны железнодорожных путей, но порой и в качестве штурмового подразделения. Они имели большое значение в условиях борьбы в основном за города и железнодорожные узлы, однако были весьма уязвимы для обходов и фланговых ударов.

Авиация

Обе стороны имели большое количество самолетов. Поляки более успешно применяли свою авиацию, используя самолеты не только в качестве разведчиков, но для штурмовки поля боя, прерывания линий снабжения, как сухопутных, так и речных. Красные применяли авиацию для беспокоящих рейдов против боевых порядков, а также широко использовали их для пропаганды, обильно "бомбардируя" противника листовками. Воздушные бои происходили крайне редко: за все время войны польские летчики сбили только 4 красных аэроплана. Польская доктрина применения авиации была удачной и нашла впоследствии применение в последующих войнах вплоть до войны в Персидском заливе в 1991 году. Считается, что поляки именно авиации обязаны в значительной степени своей победе под Варшавой: воздушная разведка позволила обнаружить разрыв между красными армиями, куда был нанесен основной удар, а самолеты Сопвич Долфин из 19-й эскадры не позволили красным резервам подойти к полю боя в начале контрудара.

Союзники Польши

Булак-Балахович

С февраля 1920 года на польской стороне начал воевать предприимчивый и дерзкий партизан генерал Станислав Булак-Балахович. Сформировав в районе Бреста партизанский отряд, весной 1920 года начал операции в Полесье, специализируясь по набегам на штабы и обозы красных. К августу 1920 года отряд развернут в партизанскую белорусскую дивизию, состав: 1000 штыков (156 офицеров), 400 сабель, 55 пулеметов, 5 орудий и 1 аэроплан (пехотные полки - 1-й партизанский, 2-й Псковский, 3-й Островский, 4-й Вознесенский; партизанский конный полк.). После удачного рейда на Пинск Булак-Булахович приступил к развертыванию своей дивизии в армию из трех пехотных и одной кавалерийской дивизии. В ноябре 1920 года - 7500 штыков, 2500 сабель, 150 пулеметов и 36 орудий.

Украинцы

Войска Петлюры в апреле 1920 года приняли участие в наступлении на Киев, так называемые дивизии представляли собой лишь кадровые батальоны. Численностью не более 1000 человек. Окончательно развернуть их удалось лишь в сентябре и октябре 1920 года. В состав Украинской армии генерала Омельяновича-Павленко вошло 40 тысяч бойцов. Сформировано 6 пехотных (1-я Запорожская, 2-я Волынская, 3-я Железная, 4-я Киевская, 5-я Херсонская, 6-я стрелковая) дивизий, две кавалерийских и одна пулеметная дивизии. Все эти войска были разгромлены с 10 по 21 ноября 1920 года 14-й красной армией.

Казаки

Из перешедших полков 1-й конной армии поляки сформировали отдельную казачью бригаду есаула (майора) А.И.Сальникова в два полка с конной батареей - 600 сабель (27 офицеров), 7 пулеметов и 4 орудия. В конце августа у Замостья в боях с 1-й Конной армией бригада потеряла 50% состава. Кроме этих частей шло формирование 3-й русской армии, которая в недоформированном составе в ноябре 1920 года вступила в бои с красными на стороне Украинской армии.

Польско-литовский конфликт

После захвата поляками Вильно 21 апреля 1919 года правительство Литвы, претендующее на город нацелило свою немногочисленную армию на вооруженное противостояние с поляками. Поляки держали свои войска против литовцев вплоть до 14 июля1920 года, когда 3-й кавкорпус Гая овладел Вильно. Сразу же красное командование объявило о предстоящей передаче города Литве. С благодарностью приняв свою древнюю столицу, Литва не торопилась воевать с поляками. Лишь в начале сентября при подходе польских войск, преследующих красных, литовцы перешли в наступление на город Сувалки. Поляки, остановив литовцев в 7 км от Сувалок, перегруппировались и нанесли контрудар. Литовская армия (командующий - генерал С. Жукаускас, начштаба - полковник Клещинскис) не превышала 15 тысяч бойцов, и вследствие этого в серьезные бои не вступала. Используя это поляки часто совершали обходы красных соединений со стороны литовских частей. В начале октября 1920 года поляки и литовцы подписали мирное соглашение, по которому Вильно оставался в составе Литвы. Но тут же по личному приказу Пилсудского, не желающего отдать свою родину литовцам, генерал Л.Желиговский объявил свою оперативную группу взбунтовавшейся и начал стремительное наступление на Вильно. Город был взят 9 октября 1920 года, а бои с литовцами продолжались до 18 октября, когда был захвачен в плен штаб литовцев во главе с генералом Настопка. Год спустя генерал Желиговский, объявивший захваченную им территорию независимым государством Срединной Литвой, был официально прощен польскими властями с включением Срединной Литвы в состав Польши.

Потери сторон

Поляки

офицеры солдаты всего
Убитые в боях 1081 16197 17278
Умершие 1096 29241 30337
Раненые 3180 110330 113510
Пропавшие без вести 669 50705 51374
Прочие потери 569 38261 38830
Всего 6595 244734 251329

В бою погиб только один польский генерал, командир 1-й Велико-Польской сд (14-я пд) генерал Филипп Дубосский. В плен попал командир 15-й артбригады генерал Анатоль Кедзерский, (захвачен 27-й сд красных). Количество польских пленных не превышало 35-40 тысяч, остальные пропавшие без вести погибли.

РККА в 1920 году (данные неполные)

Западный фронт Юго-Западный фронт
Убито 6989 (763 командира) 10653 (1292)
Пропало без вести 53805 (1864) 41075 (1905)
Ранено 38861 (3203) 57672 (3332)
Погибли вне поля боя 11597 (381) 5949 (135)
Заболело 31171 (1296) 23234 (1120)
Всего 144423 (7507) 87564 (7669)

Сведения по убитым и пленным явно неполные. Количество пленных красных за всю войну превышает 100 тысяч. Из командиров дивизий в августе 1920 года погибли: А.Э.Дауман (10-я сд) 2 августа 1920 года, Ф.М.Литунов (4-я кд ) и А.М. Рябинин (8-я сд) 19 августа 1920 года.

Использованы материалы порталов:

http://sergeant.genstab.ru

Сайт управляется системой uCoz

Инженер - Механик С/Х Сергей Иванов "The Russian Engineering" © 01.04.05. - Июнь 2007.