“ОН ВСЕ УВИДИТ, ЭТОТ МАЛЬЧИК...”
Для кое-кого Павлик Морозов глубоко опасен и сейчас... |
||
В ИЮЛЕ ПРОШЛОГО года мне позвонила и попросила о встрече некто Беатрикс Вуд, англичанка, кинопродюсер. Я, конечно, удивился: что такое? Чем моя скромная и совершенно не киношная особа могла заинтересовать незнакомую мне дочь гордого Альбиона? Однако не ксенофоб же я, согласился на встречу: “Приходите, буду рад.” А удивляться потом пришлось еще больше, и не только мне, но и госпоже Вуд. На другой день в сопровождении своей помощницы Татьяны англичанка и припожаловала ко мне домой. Тут сразу выяснилось, что продюсер-то она продюсер, но не английской, а финской кинофирмы. Час от часу не легче! Выходит, и финнам есть до меня дело... Но уж вконец я был ошарашен, когда англо-финнка поведала, зачем я им понадобился и чего они от меня хотят. Еще в 1993 году в “Советской России” была напечатана моя статья о Павлике Морозове. И вот оказывается — вы только вообразите! — что они снимают фильм о герое моей давней статьи. Мы хотели бы, сказала Вуд, чтобы вы приняли участие в этом фильме, поделились своими мыслями об этом широко известном в вашей стране подростке. Выходит, не я их, в сущности, интересую, а мой герой. Ну, это немного легче, хотя еще удивительней. Что ж, я охотно согласился. Моя готовность была тем более твердой, что незадолго до этого в телевизионной передаче “Один на один” известный адвокат Юрий Иванов бросил в лицо Егору Гайдару, имея в виду его предательство имени и всей жизни Аркадия Гайдара, своего знаменитого деда: “Да вы настоящий Павлик Морозов ельцинского помета!” Бросил как бранное слово, как самое тяжкое оскорбление. Я был поражен. Ведь опытнейший юрист, патриот, член коммунистической фракции Госдумы, хотя и не состоит в КПРФ. Помню, как умело в 1992 году он защищал в Конституционном суде компартию Известно и о других достойных делах Иванова на юридическом поприще. Да и этот поединок с Гайдаром дорогого стоит. Как мощно, точно, а главное, пророчески он влупил этому, по-ельцинской табели об уме “очень умному собеседнику”, пришедшему на дуэль с ворохом справок, газетных вырезок и каких-то резолюций: “Да что вы там шуршите бумажками, как таракан! Ваша песенка спета! В новый парламент ни вы лично, ни ваши выборосовцы уже не попадут.” Как в воду глядел! Сильно умный Гайдар с тех пор обходит Охотный ряд за три версты... И вот в устах даже Иванова имя Павлика Морозова — брань... На другой день Беатрикс — она была
молода и обаятельна — пришла уже с режиссером Пекка Лето, с оператором,
осветителем и со всей киноаппаратурой. Они ее установили. “Мотор!” — и я
начал свой рассказ, заглядывая иногда в текст своей давней статьи:
Беатрикс, которой Татьяна тут же быстро
и точно все переводила, удивленно встрепенулась. А я продолжал:
Беатрикс хотела что-то сказать, но ее
остановил режиссер Лето. Беатрикс остановила съемку и подошла ко
мне. Ее губы мелко дрожали то ли от страшной картины, воссозданной
прочитанным текстом, то ли от неведомой мне обиды или недоумения.
Я остолбенел:
НЕДАВНО ОДИН из таких суперпатриотов и радетелей русского народа Э. Лимонов, движимый неусыпной заботой о наших детях и внуках, завел в своей газете, скромно названной им “Лимонка”, рубрику “Русской девочке делать жизнь с кого”. Важнейший вопрос! Особенно, как справедливо пишет газета, “в наше время, когда неверность, трусость, предательство стали нормой жизненного поведения миллионов женщин и мужчин”. Так с кого же призывает писатель-патриот “делать жизнь” наших дочерей: с княгини Ольги или Марфы Посадницы? С Марины Расковой или Зои Космодемьянской? Да нет! Они же русские или еще и советские, это для суперпатриотов скучно, пресно. И Лимонов объявляет: русские девочки должны взять за образец для подражания “двух Великих женщин”, возлюбленных “двух гигантов” — Еву Браун, “девушку Гитлера”, и Клару Петаччи, “девушку Муссолини”. Да, да! Ибо именно в этих гигантессах (тут же и большой пленительный портрет будто бы первой из них) “Лимонка” разглядела доселе небывалое сочетание прекраснейших качеств — агрессивность (?), правдивость, правота (?), верность, вера, мужество, чувство истины, честь, стыд, ответственность, преданность, благородство, готовность жертвовать собой ради порядка, строя и т. п. Какой большой и ароматый букет! Не знаю, как Муссолини, а Гитлер говорил так: “Умному человеку следовало бы иметь глупую и примитивную женщину. Вообразите, если у меня была бы женщина, которая вмешивалась бы в мои дела!” (Энциклопедия Третьего рейха. М., 1996, с. 89). Надо полагать, Браун вполне соответствовала этому идеалу подруги, о чем свидетельствует та же энциклопедия: “Она с удовольствием занималась спортом, увлекалась плаванием, гимнастикой, лыжами и скалолазанием. Необычайно любила танцы, которыми занималась профессионально. Ева Браун мало интересовалась политикой, предпочитая спорт, чтение романов и кинофильмы. “Кстати, ни о какой агрессивности, если не считать агрессивностью несколько попыток самоубийства, речи нет. Наоборот, говорится, что Браун была “сдержанная”, даже застенчивая”, более того, “неизменно держалась в тени, отгородившись стеной молчания”. Создается впечатление, что “Лимонка” просто не знает, о ком пишет. Да и портрет-то помещен вовсе не Евы Браун, а неизвестно кого, возможно, Старовойтовой в молодости или возлюбленной самого Лимонова. Автор статьи, не долго думая, сконструировал из ярких кубиков образ и пытается подогнать под него конкрентную личность. И образ, как видим, если убрать загадочную здесь бабскую агрессивность, поистине идеальный. А из этого, естественно, следует, что у таких распрекрасных дам возлюбленные не могли оказаться живодерами и убийцами миллионов, а были, конечно же, гигантами мужества, великанами чести, колоссами благородства, титанами чувства истины. Странно, что газета не призвала наших девушек “делать жизнь” еще и с Магды Квант, преданной супруги Геббельса. Ведь она в своей “верности порядку” далеко превзошла и Еву, и Клару: не только, как те, отравилась вместе с мужем, но еще и собственноручно отправила на тот свет шестерых своих детей, которым грозила опасность из фашистского порядка оказаться в порядке человеческом. Не исключено, что в одном из ближайших номеров “Лимонки” появится призыв к нашим девушкам взять за образец и эту ведьму... Да, и до такого сифилитического патриотизма могут дойти умы, размягченные горбачевско-ельцинским плюрализмом. Статьи о Еве и Кларе не подписаны. Кто же автор? Возможно, свет на это проливает следующее обстоятельство. Когда Ева Браун явилась в Берлин и припожаловала в фюрербункер, то Гитлер, уверяет газета, воскликнул: “Я горжусь мадемуазель Браун!” С чего бы это оголтелый немецкий расист в столь торжественный момент заговорил вдруг на языке презренных французов и вместо “фройляйн” брякнул “мадемуазель”? Не есть ли это свидетельство того, что статейку смастачил сам французский Лимонов? Пожалуй, призывы “Лимонки” покруче даже статьи Юрия Мухина в его “Дуэли” о Гитлере как о “гении организации масс”. Завидуй, Геббельс!.. Маркс, уверяет красный, как помидор, Мухин, писал бред, Энгельс — вздор, Ленин — чепуху, а Гитлер — гений. Ну правильно. Дело жизни Гитлера была война. А война, как известно, это прежде всего мастерство организации — экономики, вооруженных сил, тех самых “масс”. И Гитлер сумел достичь здесь такой степени мастерства, что оказался в Париже и под Москвой. Однако нашлись мастера порасторопней, в результате чего Гитлеру пришлось срочно заняться организацией своего самоубийства. Будем справедливы: здесь он сумел-таки достичь гениального мастерства и абсолютной надежности: сперва для проверки яда отравил любимую собаку, потом принял яд сам и, наконец, пустил пулю в свой гениальный лоб... — Мотор!
Беатрикс подняла руку, съемка
остановилась. Раздался стук. Кто-то уронил на пол
что-то твердое. Я взглянул на Беатрикс. Бледная, она недвижно сидела в
кресле, стиснув пальцы. Я попросил остановиться, чтобы промочить
горло, и когда выходил в кухню за стаканом воды, услышал, как режиссер
Лето сказал: “Да это просто шекспировский клубок страстей и злодеев!”
Через минуту я вернулся с отпитым стаканом воды.
— Вы упоминаете Горбачева, —
воспользовавшись моей паузой, прервала меня Беактрикс. — Я не понимаю. Как
вы к нему относитесь? У нас в Англии, в Финляндии, да и во всем мире, им
так восхищаются. Он же дал свободу, гласность. Мне говорили русские
друзья, что теперь у вас издается Кафка...
“Взять упоминавшегося
Альперовича, который напакостил в полную меру своих сил на родине и укатил
в США. Примерно в то же время не поленился Альперович-Ачильдиев еще и поехать в Алупку к Татьяне Семеновне, матери Павла (она умерла в 1983 году). И вот представьте себе эту картину и этого человека: к восьмидесятилетней старушке в маленький городок является столичный журналист с диктофоном и ласковым голосом задает ей множество ловко сформулированных вопросов, является с единственной целью — убить еще раз ее давным-давно убитого сына. А та — простая русская душа — разве может помыслить что-нибудь дурное? Она, радуясь гостю, говорит, не заботясь о формулировках, и мысли у нее нет, что слова ее могут быть вывернуты наизнанку, а в пасквиле под названием “Вознесение Павлика Морозова” будет сказано для достоверности: “Я встречался с матерью моего героя”. Уходя, он целует сухонькие беспомощные руки, вынянчившие пятерых детей, из которых к тому времени четвертых уже схоронила, руки, за всю жизнь не знавшие ни дня покоя. “Храни вас Бог в дороге”, — говорит старушка на прощание. И гость с низким поклоном исчезает. Он спешит в Москву, ему не терпится устроить за письменным столом пиршество гробокопателя... Альперович (кроме украденного второго
имени у него было и третье — красивый русский псевдоним Дружников) задумал
еще доказать, что убили подростков-братьев не дед Сергей и брат Данила, а
некто Карташев и Потупчик. Жаль, говорит, что уже умерли, а то бы я
посадил их на скамью подсудимых. Как так? Ведь было следствие, показания
многочисленных свидетелей, суд, наконец, было признание самих подсудимых.
Все так, не отрицает Альперович-Ачильдиев-Дружников, но те двое, кого
осудили, его не интересуют, ибо они — простые крестьяне, а эти —
коммунисты. Да еще Карташев — “уполномоченный ОГПУ”. И вот, мол, убийством
хотели спровоцировать массовые репрессии в деревне... Правда, материалов
следствия и суда Альперович в руках не держал. Таким людям некогда
копаться в архивах, как три года копалась в них Вероника Кононенко,
написавшая обстоятельное исследование об этой трагедии. Альперовичам лишь
бы побыстрей слепить статейку или книжонку позабористей. А когда иные из
них, как Солженицын или Радзинский, обращаются к документам, то бесстыдно
препарируют их в соответствии со своими целями. Альперович же строил свое
доказательство исключительно по наитию “нового мышления”, согласно
которому не было в истории людей, ужаснее коммунистов, и не существовало
страны, омерзительнее Советского Союза.
БЕАТРИКС РАДОСТНО ВСПЛЕСНУЛА
РУКАМИ, ее большие серые глаза сияли, а когда оператор по какой-то
технической необходимости тут же сделал паузу в съемке, она изумленно
воскликнула: — Это в России называется юмор? —
спросила соотечественница Свифта, Бернарда Шоу и Ивлина Во.
—
Мотор! Тогда они отвечают голосом
Владимира Амлинского: “Павел Морозов — это не символ стойкости, классовой
сознательности, а символ узаконенного предательства”. Как это не символ
стойкости, если ему то и дело грозили расправой, не раз избивали так, что
он попадал в больницу, пытались утопить, а он стоял на своем! Кто-нибудь
из вас, твердокаменные, пронес свои убеждения сквозь такой кошмар, получил
за свои взгляды хотя бы одну затрещину?..
Допустим. Вы так бурно и долго
негодуете, словно это единственный доселе невиданный случай не только в
нашей, но и во всей истории рода людского. Словно ничего подобного вы не
встречали в мировой литературе от Эврипида и Гоголя, у которых родители
убивают своих детей, до Шолохова. В “Тихом Доне” сыновья убивают своего
отца за то, что он изнасиловал их сестру, свою дочь Аксинью... История
рода человеческого, увы, трагична, и тяжко бремя страстей человеческих.
Но вот я беру свежайший номерок
еженедельника “Аргументы и факты” и читаю письмо, присланное недавно одной
девушкой: “Вы, наверное, подумаете, что я сумасшедшая, ведь я хочу убить
своего отца... У моей матери трое детей. Когда я родилась, отца посадили
за изнасилование, и моей матери пришлось воспитывать нас одной на 60
рублей в месяц да еще посылать передачи. Когда я была маленькая, очень
хотела, чтобы отец вернулся, но вот это произошло, и наши мучения
начались. Он пил, пил много, бил нас и мать, а когда был трезвым, его
издевательства принимали еще более изощренную форму. Он то спускал на меня
собак, то начинал говорить такое, что просто стыдно повторить, а когда я
повзрослела, пытался изнасиловать... Вчера в два часа ночи отец ворвался
ко мне с ножом, стал бить и кричать, чтобы я пошла с ним. Я упиралась,
звала на помощь, но мать тоже боялась подойти, ведь у него в руках был
нож. Наконец, на крик вышла соседка и пригрозила, что вызовет милицию. Это
было последней каплей. Если он сегодня напьется, он будет в моих руках.
Пусть ценой собственной жизни, но я отомщу за свои и мамины страдания. Он
сам сделал из меня врага”. В КАМЕРЕ КОНЧИЛАСЬ ПЛЕНКА, и
оператор почему-то слишком долго менял ее на новую при гробовом молчании
всех присутствующих. Тишину нарушил только глоток, который Беатрикс
сделала из стакана воды... Но в чем же все-таки конкретно состоял
поступок Павла? Может быть, послал письмо на Лубянку? Или приехал в Москву
и выступил на собрании в ЦДЛ, требуя выслать отца за границу и лишить
советского гражданства, как это сделали в отношении некоторых своих
собратьев кое-кто из писателей, нынешних разоблачителей убиенного? Или,
наконец, обратился в местные органы ОГПУ?
Но допустим на минуту самый
неблагоприятный для Павла вариант: он пришел в сельсовет и сообщил
приезжему человеку о злоупотреблениях отца. Но ведь, в отличие от зрелых
мужей, многоопытных писателей, требовавших, например, в 1958 году лишить
гражданства своего собрата, которого они называли предателем,
малограмотный тринадцатилетний мальчик ничего, кроме своей таежной глухой
Герасимовки, не знавший, конечно же, не способен был предвидеть все
последствия. Тем более, что на дворе стоял только 1931 год, и он, опять же
в отличие от помянутых выше московских писателей, не мог учесть ничем не
заменимый опыт тридцать седьмого года, которым располагали те.
А есть заявления такого рода: “Сергей
Морозов был сердит на внука, ругал его за то, что он давал показания
против отца на суде”... “На суде сын Трофима Морозова, Павел, подтвердил,
что видел в доме чужие вещи”... “Мой свекор ненавидел нас с Павликом за
то, что он на суде дал показания против Трофима...” и т. д.
МНОГО, ОЧЕНЬ МНОГО наговорили и написали ненавистники Павла Морозова, и все — ложь. Но однажды вырвалось все-таки словцо правды. Владимир Амлинский заявил в “Литературной газете”: “Он глубоко опасен!” Святая правда. Да, он был крайне опасен, и притом не только для жуликоватого богача Арсения Кулуканова, которого принародно клеймил за то, что тот украл 16 пудов общественного хлеба; не только для Ефрема Шатракова, которому советовал сдать припрятанное ружье; не только для хитрого, прижимистого деда, которого стыдил за то, что он прячет ворованное и всегда старается поживиться за чужой счет; не только для отца, которого обличал и за махинации с фальшивыми справками, и за то, что как председатель сельсовета он во всем потакал богачам... Не только для этих односельчан да родственников был опасен Павел, но и для всех подобных личностей в округе. Его старая учительница Лариса Ивановна Исакова, у которой в тридцать седьмом расстреляли ни в чем не повинного первого мужа, а в сорок первом погиб на фронте второй, русская женщина поразительной душевной чистоты и стойкости, поднявшая на свою учительскую зарплату шестерых детей, говорит о своем ученике Павле: “Светлый он был человек. Хотел, чтобы никто чужую судьбу не заедал, за счет другого не наживался. За это его и убили”. А после смерти, когда его история стала известна, он стал опасен для многих во всей стране. Для кое-кого он глубоко опасен и сейчас. Ну как же не опасен, допустим, для Горбачева, всю жизнь озабоченного только своей шкурой, если Павел с открытой грудью шел в бой за других; как не опасен для Ельцина, который всю жизнь лгал и будет лгать до могилы, если Павел просто не способен был солгать; как не опасен для какого-нибудь Марка Захарова, который при первом же шорохе сбежал из партии, да еще устроил мерзкое зрелище сожжения своего партбилета на глазах миллионов телезрителей, а Павел, тринадцатилетний деревенский мальчишка, в ответ на угрозу дремучего деда “бить до тех пор, пока не выпишешься из пионеров”, бросил ему в лицо: “Убивай хоть сейчас, не выпишусь!”.. Он опасен для всех названных и не названных здесь своих гонителей и клеветников: от еврея Соловейчика до русской Ивановой, от нестарого Альперовича до древнего Феофанова, от здравствующего Бурлацкого до покойного Амлинского... Мой друг и сослуживец по журналу “Дружба
народов” Ярослав Смеляков в стихотворении “Судья” писал о юном солдате,
павшем в боях за Родину: “Цвет волос — русый, лицо — белое, глаза — голубые, открыты. В ногах две березы...” Нашим юношам и девушкам “делать жизнь с кого”, Лимонов? С Павлика Морозова. ...Хотите верьте, хотите — нет: два особенно злобных его ненавистника умерли, это произошло в разные годы, но в обоих случаях — в день убийства Павлика и Феди. Тот, кто не верит этому,
вероятно, усомнится и в том, чем я хочу завершить статью. 7 января, в
Рождество, около 11 часов вечера, когда я был занят некоторыми уточнениями
в тексте, уже отданном накануне в редакцию, вдруг раздался междугородный
звонок. Париж! И мой добрый приятель сообщает: по французскому телевидению
показывают фильм о Павлике Морозове. Вот на экране ты, Бушин, а теперь
Федор Бурлацкий лепечет... Герасимовка... памятник Павлику... Я не знаю, конечно, что за фильм получился у студии KinoFinlandia и у ее сотрудников, но я верил всю жизнь и верю до сих пор, что женщину с такими глазами, как у Беатрикс, могут обмануть, но сама она никогда не сделает зла, не скажет неправды. Владимир Бушин. |